П. А. Вяземскій
Вяземскій П. А.
Спб., 1882.
.... Вы жаждете газетъ; а у меня трещитъ отъ нихъ голова, въ глазахъ рябитъ и наливается темная вода. Получаю ихъ пять и по малодушію всѣ ихъ читаю, а толку добиться отъ нихъ не могу. Французскія газеты врутъ, а Русскія врутъ и безъ милосердія, и безъ зазрѣнія совѣсти лгутъ. Одинъ номеръ противорѣчить другому. Вообще все, что дѣлается по Восточному вопросу настоящій и головоломный кошмаръ. Правительства не видать и не слыхать; а на сценѣ * и ** съ компаніею. Они распоряжаются судьбами Россіи и Европы. Если Правительство съ ними, то дѣлается слишкомъ мало; если не съ ними, то черезъ чуръ много. Тутъ нѣтъ ни политическаго достоинства, ни политической добросовѣстности: нѣтъ и благоразумія. Всѣ плотины прорваны и потокъ бушуетъ и разливается на всѣ стороны: многое затопитъ онъ. Если, когда нибудь, загорится война между Франціей и Пруссіей, народныя сочувствія будутъ, какъ и были они въ прошлую войну на сторонѣ Франціи. Позволить ли Правительство Русскимъ стать подъ Французскія знамена и высылать Французамъ воиновъ, оружія, денегъ и всѣ военныя снадобья? Правительства не должны увлекаться сентиментальными упоеніями: они должны держаться принциповъ. Безъ принциповъ Правительство играетъ въ жмурки, да я и не вѣрю въ глубину и сознательность нынѣшняго народнаго движенія. Это не движеніе, а судороги, родъ пляски de St. Gay. Русскій человѣкъ подверженъ запою. И это запой, тотъ же запой, но въ дистанціяхъ огромнаго размѣра, который въ театрѣ закидываетъ какую-нибудь Жюдикъ цвѣтами на нѣсколько тысячъ рублей, когда у многихъ всего пятиалтынникъ въ карманѣ, который вызываетъ пѣвунью или плясунью сорокъ разъ пока не начнутъ тушить въ залѣ. И этикъ безобразіемъ и шумнымъ юродствомъ мы думаемъ удивить и перещеголять Европу. Въ началѣ Славянскаго движенія все было у насъ тихо. Одни журналы кричали. Министерство Внутреннихъ Дѣлъ запретило Земствамъ высылать деньги Славянамъ, замѣтивъ очень благоразумно, что земскія деньги собираются съ народа на земскія и народныя нужды. Журналы стали пуще кричать и бѣсноваться в перекричали Министерство и Правительство. И пошла потѣха и попойка. Всѣ упиваются патріотическою сивухою на Славянскомъ настоѣ и закусываютъ бѣленою. Народъ не можетъ желать войны, а по недосмотрительности своей ведетъ къ войнѣ. Война теперь можетъ быть для васъ не только вредъ, но и гибель. Она можетъ наткнуться на государственное банкротство. У насъ, какъ у Французовъ, нѣтъ въ жилетномъ карманѣ милліардовъ не говоря уже о другихъ худыхъ послѣдствіяхъ войны. Нѣтъ сомнѣнія, что между Славянскими крикунами, особенно журнальными, есть у васъ охотники до войны pour pousser le gouvernement et le mettre au pied de mur. Это говорю я между нами: не хочу быть доносчикомъ, но убѣжденіе мое въ томъ крѣпко стоитъ. Видѣть Россію въ рукахъ * и ** страшно и грустно. За ними не видать Правительства, qui ne dit mot consent. Слѣдовательно Правительство молча потакаетъ этой политической неурядицѣ и горько можетъ поплатиться за нее. Мы не Англія. Тамъ общественныя движенія, движенія массы, вошли въ народныя политическія привычки, но тамъ есть и государственно-политическія учрежденія, которыя уравновѣшиваютъ эти движенія и окончательно управляютъ ими и держатъ ихъ въ законныхъ границахъ. У насъ этого нѣтъ - у насъ нѣтъ законныхъ плотинъ и шлюзовъ, чтобы удерживать потоки, когда они разольются. У васъ есть законная власть, и она не должна обезоруживать себя не изъ одного самохраненія своего, а по обязанности хранить свой народъ, свое государство. А какую мораль можно вывести изъ всѣхъ криковъ печати нашей? Именно ту, что общественное мнѣніе выше и крѣпче Правительства нашего, что теперь праздникъ да ихъ улицѣ. * разсылаетъ телеграммы и приказанія по Россіи, разсылаетъ въ города (См. вчерашній Да это такая белиберда, что глазамъ и ушамъ не вѣрится. И кто же, и что же этотъ *, ѣлалъ? Онъ кое-какъ барахтается съ Турками и только. Кое гдѣ бьетъ ихъ, кое гдѣ ими битъ. Кондотьерство его могло бы оправдано быть однимъ: если онъ недѣль въ шесть добился было Константинополя или какого нибудь Седана. Но онъ и отъ Константинополя и отъ Седана очень далекъ. А только по пятамъ своимъ привелъ Туровъ въ Сербію и предалъ имъ области ея на раззоренія и опустошенія. Этотъ Аенибалъ, этотъ Вашингтонъ христорадничаетъ у Россіи крови ея, денегъ, офицеровъ, сапоговъ и корпіи. Этотъ полководецъ не умѣлъ даже и корпіи заготовить. Хороши и Сербы! Россія стряхнула съ себя Татарское иго, а послѣ Наполеоновское руками своими, а не хныкала и не попрошайничала помощи отъ сосѣдовъ. Неужели мы своими боками, кровью своею, можетъ быть будущимъ благоденствіемъ своимъ должны жертвовать для того, чтобы Сербы здравствовали. Сербы Сербами, а Русскіе Русскими. Въ томъ то главная погрѣшность, главное недоразумѣніе наше, что мы считаемъ себя болѣе Славянами нежели Русскими. Русская кровь у насъ на заднемъ планѣ, а впереди Славянолюбіе. Единовѣрчество тутъ ничего не значитъ. Французы то же единовѣрцы съ Поляками: А что говорили мы, когда Французы вступались за мятежныхъ Поляковъ? Религіозная война хуже всякой войны и есть аномалія, анахронизмъ въ наше время. Турки не виноваты, что Богъ создалъ ихъ Магометанами, а отъ нихъ требуютъ Христіанскихъ, Евангельскихъ добродѣтелей. Это нелѣпо. Высылайте ихъ изъ Европы если можете, или окрестите ихъ если умѣете: если нѣтъ, то оставьте ихъ и Восточный вопросъ въ покоѣ, до поры и до времени. Восточный вопросъ очень легокъ на подъемъ и мы любимъ подымать его; но не умѣемъ поставить на ноги и давать ему правильный ходъ. Когда Наполеонъ III поднялъ Италіанскій вопросъ, онъ вмѣстѣ съ нимъ поднялъ и двухсотъ-тысячную армію и въ три недѣли побилъ и разгромилъ Австрію. А мы дразнимъ и раздражаемъ и совершенно безсовѣстно Турцію *, ** и санитарными отправленіями, при барабанномъ боѣ, шампанскомъ и разныхъ крикахъ, чуть ли не въ присядку съ бубнами и ложками. Все это недостойно величія Россіи. Между тѣмъ, я увѣренъ, что запрети полиція всѣ эти крики: ура и живіо, при проводахъ добровольцевъ, то провожали бы ихъ одни родственники со слезами, но безъ этихъ патріотическихъ вакханалій.
ѣ ѣнно такъ и скорѣе еще больше чѣмъ сказано. Вся эта шумная задорная политическая благотворительность по мнѣ никуда не годится. Тутъ много виновато и общество покровительства раненыхъ. Изъ Христіанскаго и Евангельскаго подвига сдѣлали они machine de guerre. Крестъ Спасителя обратили въ пушку и стрѣляютъ изъ креста. Все это неправильно, недобросовѣстно, просто не честно. И изъ чего подымаютъ всю эту тревогу и весь этотъ гвалтъ? Изъ чего такъ разнуздали и печать, и шайки разныхъ проходимцевъ... Изъ чего, того и смотри загорится вся Европа и распространится всеобщая война? Неужели думаютъ, что Россія окрѣпнетъ силою возстановленныхъ Славянскихъ племенъ? Нисколько, а напротивъ. Мы этимъ только обезпечимъ и утвердимъ недоброжелательство и неблагодарность сосѣда, котораго мы воскресили и поставили на ноги.
"Il est grand, il est beau de faire des ingrats". Это говоритъ поэзія, а политика не то говоритъ. Лучше для насъ имѣть съ боку слабую Турцію, старую, дряхлую, нежели молодую, сильную, демократическую Славянію, которая будетъ насъ опасаться, но любить насъ не будетъ. И когда были намъ въ пользу Славяне? Россія для нихъ дойная корова, и только. А всѣ сочувствія ихъ уклоняются къ Западу. А мы даемъ себя доить до крови. Много еще можно было бы сказать на эту тему. Сѣтованія мои и желчь еще не совсѣмъ излились. Но пора дать вамъ отдохнуть. Я и такъ, вѣроятно, пессимизмомъ своимъ, раздражилъ ваши Славянскія фибры. Сохраните письмо мое... Хочу, чтобы потомство удостовѣрилось, что въ пьяной Россіи раздавались кое-какіе трезвые голоса.