• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Литературная исповедь

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ИСПОВЕДЬ

    Сознаться должен я, что наши хрестоматы
    Насчет моих стихов не очень тароваты.
    Бывал и я в чести; но ныне век другой:
    Наш век был детский век, а этот — деловой.
    Но что ни говори, а Плаксин и Галахов,
    Браковщики живых и судьи славных прахов,
    С оглядкою меня выводят напоказ,
    Не расточая мне своих хвалебных фраз.
    Не мне о том судить. А может быть, и правы
    Они. Быть может, я не дослужился славы
    (Как самолюбие мое ни тарабарь)
    Попасть в капитул их и в адрес-календарь,
    В разряд больших чинов и в круг чернильной знати,
    Пониже уголок — и тот мне очень кстати;
    Лагарпам наших дней, светилам наших школ
    Обязан уступить мой личный произвол.
    Но не о том здесь речь: их прав я не нарушу;
    Здесь исповедью я хочу очистить душу:

    Я обнажить себя, как праотец Адам.
    Я сроду не искал льстецов и челядинцев,
    Академических дипломов и гостинцев,
    Журнальных милостынь не добивался я;
    Мне не был журналист ни власть, ни судия;
    Похвалят ли меня? Тем лучше! не поспорю.
    Бранят ли? Так и быть — я не предамся горю;
    Хвалам — я верить рад, на брань — я маловер,
    А сам? я грешен был, и грешен вон из мер.
    Когда я молод был, и кровь кипела в жилах,
    Я тот же кипяток любил искать в чернилах.
    Журнальных схваток пыл, тревог журнальных шум,
    Как хмелем, подстрекал заносчивый мой ум.
    В журнальный цирк не раз, задорный литератор,
    На драку выходил, как древний гладиатор.
    Я русский человек, я отрасль тех бояр,
    Которых удальство питало бойкий жар;
    Любил я — как сказал певец финляндки Эды —
    Кулачные бои, как их любили деды.

    Боярин-богатырь, оставив блеск двора

    И сняв с себя узду приличий и условий,
    Кидался сгоряча, почуя запах крови,
    В народную толпу, чтоб испытать в бою
    Свой жилистый кулак, и мощь, и прыть свою.
    Давно минувших лет дела! Сном баснословным
    Угасли вы! И нам, потомкам хладнокровным,
    Степенным, чопорным, понять вас мудрено.
    И я был, сознаюсь, бойцом кулачным. Но,
    «Журналов перешед волнуемое поле,
    Стал мене пылок я и жалостлив стал боле».

    Почтенной публикой (я должен бы сказать
    Почтеннейшей — но в стих не мог ее загнать) —
    Почтенной публикой не очень я забочусь,
    Когда с пером в руке за рифмами охочусь.
    В самой охоте есть и жизнь, и цель своя
    (В Аксакове прочти поэтику ружья).
    В самом труде сокрыт источник наслаждений;
    Источник бьет, кипит — и полон изменений:

    Едва журча, змеит игривые струи.
    Когда ж источник сей, разлитый по кувшинам,
    На потребление идет — конец картинам!
    Поэзии уж нет; тут проза целиком!
    Поэзию люби в источнике самом.

    Взять оптом публику — она свой вес имеет.
    Сей вес перетянуть один глупец затеет;
    Но раздроби ее, вся важность пропадет.
    Кто ж эта публика? Вы, я, он, сей и тот.
    Здесь Петр Иванович Бобчи́нский с крестным братом,
    Который сам глупец, а смотрит меценатом;
    Не кончивший наук уездный ученик,
    Какой-нибудь NN, оратор у заик;
    Другой вам наизусть всего Хвостова скажет,
    Граф Нулин никогда без книжки спать не ляжет,
    И не прочтет двух строк, чтоб тут же не заснуть;
    Известный краснобай: язык — живая ртуть,
    Но жаль, что ум всегда на точке замерзанья;
    «Фрол Силин», календарь Острожского изданья,

    Событий нет ему свежей, как за сто лет,

    Не в тексте ум его ищите вы, а в ссылке;
    Минувшего циклоп, он с глазом на затылке.
    Другой — что под носом, того не разберет,
    И смотрит в телескоп всё за сто лет вперед,
    Желудочную желчь и свой недуг печальный
    Вменив себе в призыв и в признак гениальный;
    Иной на всё и всех взирает свысока:
    Клеймит и вкривь и вкось задорная рука.
    И всё, что любим мы, и всё, что русским свято,
    Пред гением с бельмом черно и виновато.
    Там причет критиков, пророков и жрецов
    Каких-то — невдомек — сороковых годов,
    Родоначальников литературной черни,
    Которая везде, всплывая в час вечерний,
    Когда светилу дня вослед потьма сойдет,
    Себя дает нам знать из плесени болот.
    Так далее! Их всех и в стих мой не упрячу.
    Кто под руку попал, тех внес я наудачу.

    От них опала вам, от них и торжество.
    Всё люди с голосом, всё рать передовая,
    Которая кричит, безгласных увлекая;
    Всё люди на счету, всё общества краса.
    В один повальный гул их слившись голоса,
    Слывут между людьми судом и общим мненьем.
    Пред ними рад пребыть я с истинным почтеньем,
    Но все ж, когда пишу, скажите, неужель
    В Бобчи́нском, например, иметь себе мне цель?
    И думать, как верней на вкус его подладить;
    Не то, как и другой, он может мне подгадить?
    В угоду ли толпе? Из денег ли писать?
    Всё значит в кабалу свободный ум отдать.
    И нет прискорбней, нет постыдней этой доли,
    Как мысль свою принесть на прихоть чуждой воли!
    Как выражать не то, что чувствует душа,
    А то, что принесет побольше барыша.
    Писателю грешно идти в гостинодворцы
    И продавать лицом товар свой! Стихотворцы,

    Я публику люблю в театре и на балах;
    Но в таинствах души, но в тех живых началах,
    Из коих льется мысль и чувства благодать,

    Я не могу ее посредницей признать;
    Надменность ли моя, смиренье ль мне вожатый —
    Не знаю; но молве стоустой и крылатой
    Я дани не платил и не был ей жрецом.
    И я бы мог сказать, хоть не с таким почетом:
    «Из колыбели я уж вышел рифмоплетом».1
    Безвыходно больной в безвыходном бреду
    От римфы к рифме я до старости бреду.
    Отец мой, светлый ум вольтеровской эпохи,
    Не полагал, что все поэты скоморохи;
    Но мало он ценил — сказать им не во гнев —
    Уменье чувствовать и мыслить нараспев;
    Из детства он меня наукам точным прочил,
    Не тайно ль голос в нем родительский пророчил,
    Что случай — злой колдун, что случай — пестрый шут
    Пегас мой запряжет в финансовый хомут,

    Не пятой буду я, а разве сотой спицей;
    Но не могли меня скроить под свой аршин
    Ни умный мой отец, ни умный граф Канкрин;
    И как над числами я ни корпел со скукой,
    Они остались мне тарабарской наукой...
    Я не хочу сказать, что чистых муз поборник
    Жить должен взаперти, как схимник иль затворник.
    Нет, нужно и ему сочувствие людей.
    Член общины, и он во всем участник с ней:
    Ее труды и скорбь, заботы, упованья —
    С любовью братскою, с желаньем врачеванья
    Всё на душу свою приемлет верный брат,
    Он ношу каждого себе усвоить рад,
    И, с сердцем заодно, перо его готово
    Всем высказать любви приветливое слово.
    И славу любит он, но чуждую сует,
    Но славу чистую, в которой пятен нет.
    И я желал себе читателей немногих,
    И я искал судей сочувственных и строгих;

    Вот мой ареопаг, вот публика моя.
    Житейских радостей я многих не изведал;

    --------------

    1         «Au sortir du berceau je bégayais des vers». Voltaire.
    <«Едва выйдя из колыбели, я лепетал стихи». Вольтер (франц.). >

    --------------

    Но вместо этих благ, которых бог мне не дал,
    Друзьями щедро он меня вознаградил,
    И дружбой избранных я горд и счастлив был.
    Иных уж не дочтусь: вождей моих не стало;
    Но память их жива: они мое зерцало;
    Они в трудах моих вторая совесть мне,
    И вопрошать ее люблю наедине.
    Их тайный приговор мне служит ободреньем,
    Иль оставляет стих «под сильным подозрением».
    Доволен я собой, и по сердцу мне труд,
    Когда сдается мне, что выдержал бы суд
    Жуковского; когда надеяться мне можно,

    Ему б на выпуск дал свой ценсорский билет;
    Что сам бы на него не положил запрет
    Счастливый образец изящности афинской,
    Мой зорко-сметливый и строгий Баратынский;
    Что Пушкин, наконец, гроза плохих писак,
    Пожав бы руку мне, сказал: «Вот это так!»
    Но, впрочем, сознаюсь, как детям ни мирволю,
    Не часто эти дни мне падают на долю;
    И восприемникам большой семьи моей
    Не смел бы поднести я многих из детей;
    Но муза и теперь моя не на безлюдьи,
    Не упразднен мой суд, есть и живые судьи,
    Которых признаю законность и права,
    Пред коими моя повинна голова.
    Не выдам их имен нескромным наговором,
    Боюсь, что и на них посыплется с укором
    Град перекрестного, журнального огня;
    Боюсь, что обвинят их злобно за меня
    В пристандержательстве моей опальной музы —

    В смешном потворстве ей, в пристрастии слепом
    К тому, что век отпел и схоронил живьем.
    В литературе я был вольным казаком, —
    Талант, ленивый раб, не приращал трудом,
    Писал, когда писать в душе слышна потреба,
    Не силясь звезд хватать ни с полу и ни с неба,
    И не давал себя расколам в кабалу,
    И сам не корчил я вождя в своем углу...

    1854 (?)


    Примечания

    Литературная исповедь (стр. 325). Впервые — ПСС, т. 11, стр. 166. Печ. по автографу. Основанием для предположительной датировки служит стих В Аксакове прочти поэтику ружья. 30 августа 1854 г. Вяземский отметил в «Записной книжке»: «Вечером Титов читал у нас «Записки охотника» отца Аксакова» (ПСС, т. 10, стр. 137). «Записки (ружейного охотника Оренбургской губернии» С. Т. Аксакова вышли в свет в 1852 г. (В «Литературной исповеди» отчетливо сказалось враждебное отношение стареющего Вяземского к передовой общественной мысли, не только к революционным демократам — это в первую очередь, — но и к людям 40-х годов (Каких-то — невдомек — сороковых годов), которых он называет «родоначальниками литературной черни».

    Плаксин Василий Тимофеевич (1796—1869) — автор учебных пособий по истории русской литературы.

    Галахов Алексей Дмитриевич (1807—1892) — издавал в 1840—1850 гг. литературные хрестоматии.

    Франсуа (1740—1803) — французский писатель и критик, видный теоретик позднего французского классицизма.

    Певец финляндки Эды — Е. Баратынский, написавший поэму «Эда».

    Боярин-богатырь, оставив блеск двора

    Журналов перешед волнуемое поле и т. д. Вяземский перефразирует монолог Агамемнона из трагедии Озерова «Поликсена»:

    Но жизни перейдя волнуемое поле,
    Стал мене пылок я и жалостлив стал боле

    Здесь Петр Иванович Бобчи́нский с крестным братом, т. е. с Добчинским.

    Граф Нулин никогда без книжки спать не ляжет. Герой одноименной поэмы Пушкина перед сном читает роман Вальтер Скотта.

    — повесть Карамзина «Фрол Силин, благодетельный человек».

    Календарь Острожского изданья. Издания типографии в г. Остроге на Волыни относятся к XVI—XVII вв.

    Отец мой, светлый ум вольтеровской эпохи

    Канкрин Егор Францевич (1774—1845), с 1823 г. министр финансов. С 1830 г. Вяземский, по распоряжению Николая I определенный на службу по министерству финансов, попал под начальство Канкрина.

    Раздел сайта: