• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Дом Ивана Ивановича Дмитриева

    ДОМ ИВАНА ИВАНОВИЧА ДМИТРИЕВА

    Я помню этот дом, я помню этот сад:
    Хозяин их всегда гостям своим был рад,
    И ждали каждого, с радушьем теплой встречи,
    Улыбка светлая и прелесть умной речи.
    Он в свете был министр, а у себя поэт,
    Отрекшийся от всех соблазнов и сует;
    Пред старшими был горд заслуженным почетом:
    Он шел прямым путем и вывел честным счетом
    Итог своих чинов и почестей своих.
    Он правильную жизнь и правильный свой стих
    Мог выставить в пример вельможам и поэтам,
    Но с младшими ему по чину и по летам
    Спесь щекотливую охотно забывал;

    Он ум отыскивал, талант разузнавал,
    И где их находил — там, радуясь успеху,
    Не спрашивал: каких чинов они иль цеху?
    Но настежь растворял и душу им, и дом.
    Заранее в цветке любуяся плодом,
    Ласкал он молодежь, любил ее порывы,
    Но не был он пред ней низкопоклонник льстивый,

    Прощенья седине, и доблести своей.
    Вниманьем ласковым, судом бесстрастно-строгим
    Он был доступен всем и верный кормчий многим.
    Зато в глупцов метка была его стрела!
    Жужжащий враль, комар с замашками орла,
    Чужих достоинств враг, за неименьем личных;
    Поэт ли, образец поэтов горемычных;
    Надутый самохвал, сыгравший жизнь вничью,
    Влюбленный по уши в посредственность свою
    (А уши у него Мидасовых не хуже);
    Профессор ли вранья и наглости к тому же;
    Пролаз ли с сладенькой улыбкою ханжи;
    Болтун ли, вестовщик, разносчик всякой лжи;
    Ласкатель ли в глаза, а клеветник заочно, —
    Кто б ни задел его, случайно иль нарочно,
    Кто б ни был из среды сей пестрой и смешной,
    Он каждого колол незлобивой рукой,
    Болячку подсыпал аттическою солью —
    И с неизгла́димой царапиной и болью
    Пойдет на весь свой век отмеченный бедняк

    Под римской тогою наружности холодной,
    Он с любящей душой ум острый и свободный
    Соединял; в своих он мненьях был упрям,
    Но и простор давать любил чужим речам.
    Тип самобытности, он самобытность ту же
    Не только допускал, но уважал и вчуже;
    Ни пред собою он, ни пред людьми не лгал.
    Власть моды на дела и платья отвергал:
    Когда все были сплошь под черный цвет одеты,
    Он и зеленый фрак, и пестрые жилеты

    Носил; на свой покрой он жизнь свою кроил,
    Сын века своего и вместе старожил.
    Хоть он Карамзина предпочитал Шишкову,
    Но тот же старовер, любви к родному слову,
    Наречием чужим прельстясь, не оскорблял,
    И русским русский ум по-русски заявлял.
    Притом, храня во всем рассудка толк и меру,
    Петрова он любил, но не в ущерб Вольтеру,
    За Лафонтеном вслед, он вымысла цветы,
    С оттенком свежести и блеском красоты,
    На почву русскую переносил удачно.

    Как в зеркале и мысль и чувство отражал.
    Лабазным словарем он стих свой не ссужал,
    Но кистью верною художника-поэта
    Изящно подбирал он краски для предмета:
    И смотрят у него, как будто с полотна,
    Воинственный Ермак и модная жена.

    Случайно ль заглянусь на дом сей мимоходом, —
    Скользят за мыслью мысль и год за дальним годом.
    Прозрачен здесь поток и сумрак дней былых:
    Здесь память с стаею заветных снов своих
    Свила себе гнездо под этим милым кровом;
    Картина старины, всегда во блеске новом,
    Рисуется моим внимательным глазам,
    С приветом ласковым улыбке иль слезам.

    Как много вечеров, без светских развлечений,
    Но полных прелести и мудрых поучений,
    Здесь с старцем я провел; его живой рассказ
    Ушам был музыка и живопись для глаз.
    Давно минувших дней то Рембрандт, то Светоний,
    Гражданских доблестей и наглых беззаконий

    Под кисть на голос свой он лица вызывал
    С их бытом, нравами, одеждой, обстановкой;
    Он личность каждую скрепит чертою ловкой
    И в метком слове даст портрет и приговор.

    Екатерины век, ее роскошный двор,
    Созвездие имен сопутников Фелицы,

    Народной повести блестящие страницы,
    Сановники, вожди, хор избранных певцов,
    Глашатаи побед: Державин и Петров, —
    Всё облекалось в жизнь, в движенье и в глаголы.

    То, возвратясь мечтой в тот возраст свой веселый,
    Когда он отроком счастливо расцветал
    При матери, в глазах любовь ее читал,
    И тайну первых дум и первых вдохновений
    Любимцу своему поведал вещий гений, —
    Он тут воспоминал родной дубравы тень,
    Над светлой Волгою горящий летний день,
    На крыльях парусов летящие расшивы,
    Златою жатвою струящиеся нивы,
    Картины зимние и праздники весны,
    И дом родительский, святыню старины,

    Жизнь новая, а с ней слетались отголоском
    Шум и событья дня, одно другому вслед:
    То задунайский гром румянцовских побед,
    То весть иных побед миролюбивой славы,
    Науки торжество и мудрые уставы,
    Забота и плоды державного пера,
    То спор временщиков на поприще двора,
    То книга новая со сплетнею вчерашней.
    Всю эту жизнь среды семейной и домашней,
    Весь этот свежий мир поэзии родной,
    Еще сочувственный душе его младой,
    Умевшей сохранить средь искушений света
    Всю впечатлительность и свежесть чувств поэта, —
    Всё помнил он, умел всему он придавать
    Блеск поэтический и местности печать.
    Он память вопрошал, и живописью слова
    Давал минувшему он плоть и краски снова.

    То Гогарта схватив игривый карандаш
    (Который за десять из новых не отдашь),
    Он, с русским юмором и напрямик с натуры,
    Из глупостей людских кроил карикатуры.


    А слушателя он умел с собой увлечь,
    И поучал его, и трогал — как придется,
    Иль со смеху морил, а сам не улыбнется.
    Как живо памятны мне эти вечера —
    Сдается, старца я заслушался вчера.

    Давно уж нет его в Москве осиротевшей!
    С ним светлой личности, в нем резко уцелевшей,
    Утрачен навсегда последний образец.
    Теперь все под один чекан: один резец
    Всем тот же дал объем и вес; мы променяли
    На деньги мелкие — старинные медали;
    Не выжмешь личности из уровня людей.
    Отрекшись от своих кумиров и властей,
    Таланта и ума клянем аристократство;
    Теперь в большом ходу посредственности братство:
    За норму общую — посредственность берем,
    Боясь, чтоб кто-нибудь владычества ярем
    Не наложил на нас своим авторитетом;
    Мы равенством больны и видим здравье в этом.
    Нам душно, мысль одна о том нам давит грудь,
    Чтоб уважать могли и мы кого-нибудь;

    Мы платонической к себе любовью тлеем,
    И на коленях мы — но только пред собой.

    В ином и поотстал наш век передовой,
    Как ни цени его победы и открытья:
    В науке жить умно, в искусстве общежитья,
    В сей вежливости форм изящных и простых,
    Дававшей людям блеск и мягкость нравам их,
    Которая была, в условленных границах, —
    Что слог в писателе и миловидность в лицах;
    В уживчивости свойств, в терпимости, в любви,
    Которую теперь гуманностью зови;
    Во всем, чем общество тогда благоухало
    И, не стыдясь, свой путь цветами усыпало,
    Во всем, чем встарь жилось по вкусу, по душе,
    Пред старым — новый век не слишком в барыше.

    Тот разговорчив был: средь дружеской беседы
    Менялись мыслями и юноши и деды,
    Одни с преданьями, плодами дум и лет,
    Других манил вперед надежды пышный цвет.
    Тут был простор для всех и возрастов, и мнений,
    И не было вражды у встречных поколений.


    Заката светлого серебряная тень
    Сливается в красе торжественной и мирной
    С зарею утренней на вышине сафирной:
    Здесь вечер в зареве, там утро рассвело.
    И вечер так хорош, и утро так светло,
    Что радости своей предела ты не знаешь:
    Ты провожаешь день, ты новый день встречаешь,
    И любишь дня закат, и любишь дня рассвет, —
    И осень старости, и вёсну юных лет.

    1860


    Примечания

    Дом Ивана Ивановича Дмитриева (стр. 352). Впервые — сб. «В дороге и дома», стр. 52. В сб. «В дороге и дома» к стихотворению имеется следующее примечание: «Это... стихотворение написано автором в 1860 году, после посещения дома, принадлежавшего Дмитриеву в Москве, на Спиридоновке» (стр. 356). Архитектор А. Л. Витберг, автор неосуществленного проекта храма-памятника на Воробьевых горах, сообщает в своих «Записках»: «Иван Иванович Дмитриев... просил меня помочь в расположении его дома, и по моему проекту был выстроен он у Спиридония» (А. И. Герцен. Собрание сочинений, т. 1. М., 1854, стр. 384). Личность Дмитриева Вяземский характеризует также в статье 1866 г. «Иван Иванович Дмитриев» (ПСС, т. 7, стр. 158—167).

    Он в свете был министр. В 1810 г. Дмитриев был назначен министром юстиции.

    Мидас (греч. миф.) — фригийский царь, за дурной вкус и неверные суждения об искусстве получивший от Аполлона ослиные уши, которые он скрывал под колпаком.

    Петров Василий Петрович (1736—1799) — поэт, в основном известный торжественными одами.

    Ермак и модная жена — стихотворения Дмитриева.

    Светоний (75—160) — римский историк.

    Фелица

    Гогарт

    Раздел сайта: