ПЕТЕРБУРГ
(ОТРЫВОK)
(1818 года)
Я вижу град Петров чудесный, величавый,
Но жатвою ль одной меча страна богата?
Август 1818 |
Примечания
Петербург (стр. 111). Впервые — «Полярная звезда» на 1824 г., стр. 256. Конец, с 97-го стиха, впервые опубликован В. Нечаевой в книге «Избранные стихотворения», стр. 140. Последняя часть стихотворения, в которой отразились оппозиционные, сближавшие его с декабристами, настроения Вяземского, была опущена «Полярной звездой» по цензурным причинам. Сохранилась авторизованная копия, содержащая полный текст «Петербурга». Однако копия дает лишь первоначальный текст, в дальнейшем подвергшийся переработке (В. Нечаева напечатала «Петербург» по тексту так называемого «Нового рукописного сборника», близкому к тексту авторизованной копии). Этой переработке Вяземский придавал серьезное значение. 1 августа 1819 г. он писал Тургеневу: «Теперь сижу над своим «Петербургом». Вот что я говорю о свободе земледельца, вместо двух сухих стихов прежних:
С чела оратая сотрется пот неволи.
Природы старший сын, ближайший братьев друг
Свободно проведет в полях наследный плуг,
И светлых нив простор, приют свободы мирной,
Не будет для него темницею обширной.
в обществе идет к ним расходиться; земледелец наш именно тут и находит неволю. Противоположность разительная!» (О. А., т. 1, стр. 277—278). В качестве основного текста «Петербурга» мы принимаем текст «Полярной звезды», переработанный автором. Однако мы прибавляем по авторизованной копии последнюю часть стихотворения (41 стих), изъятие которой возмутило Вяземского. 7 января 1824 г. он писал Тургеневу: «Меня скопцом вывели в «Полярной»...» (О. А., т. 3, стр. 1); 20 января А. А. Бестужеву: «...Вы поступили со мною беззаконно, выпустив меня на позор несчастным скопцом. Я писал Жуковскому, что для выгоды книжки вашей и моей предпочел бы я, если ничего моего не напечатали бы вы, а сказали в особенном замечании, что из присланного князем Вяземским ничего в этой книжке не печатается по некоторым обстоятельствам. Таковое замечание сделало бы фортуну мою и вашей книжки» («Русская старина», 1888, № 11, стр. 323—324). 28 января Бестужев отвечал Вяземскому: «Вы еще худо знаете нашу цензуру, любезнейший князь, когда воображать можете, что она бы позволила ремарку о некоторых причинах, не позволивших напечатать ваших стихов. А мы многое бы потеряли, если б отказались от такого наследства, как седьмая часть ваших стихов» («Литературное наследство», т. 60, стр. 213). Окончательная редакция последней части стихотворения до нас не дошла. Но, согласно ясно выраженной авторской воле, мы заменяем два стиха
Несчастный раб земли, отвергнутый от братии,
В свободе примет мзду страдальческих занятий —
пятью стихами, которые Вяземский цитирует в приведенном выше письме к Тургеневу. Впервые Вяземский упоминает о «Петербурге» в письме к Тургеневу из Варшавы, от 24 августа 1818 г.: «...Я на горах свободы такую взгромоздил штуку, что только держись, так Сибирью на меня и несет. Теперь — ни слова, но надеюсь скоро кончить и тогда пришлю тебе свой законносвободный (так переводилось слово «конституционный». — Л. Г.) и законоположительный восторг» (О. А., т. 3, стр. 116). 28 сентября стихотворение было уже отправлено Жуковскому (там же, стр. 125). Жуковский отозвался о «Петербурге» отрицательно (там же, стр. 161). Из переписки Вяземского с Тургеневым за 1818—1819 гг., в которой часто упоминается «Петербург», явствует, что стихотворение, расходившееся в списках, вызвало противоречивые толки. Впоследствии Вяземский пытался смягчить впечатление, произведенное «Петербургом». В своей «Исповеди», представленной Николаю I в 1829 г., он писал: «В двух, так называемых, либеральных стихотворениях моих: «Петербург» и «Негодование» отзывается везде желание законной свободы монархической и нигде нет оскорбления державной власти. Первое кончилось воззванием к императору Александру; писано оно было вскоре после первого польского сейма и тогда гласным образом ходило по Петербургу» (ПСС, т. 2, стр. 101).
— <и> снежные сугробы
Питомец твой, громов метатель двоеглавый.
Рымникский. А. В. Суворову присвоено было имя Рымникский за победу над турками в 1789 г. при реке Рымник в Валахии.
Задунайский. П. А. Румянцеву за победы, одержанные во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг., было присвоено имя Задунайский.
Алкид
Там предрассудков меч и светоч возмущенья и т. д. Речь идет о событиях Великой французской революции XVIII в.; как типичный представитель оппозиционного дворянства 1810—1820-х гг., Вяземский был поклонником жирондистов и отрицательно относился к якобинской диктатуре.
Полтавская рука сей разводила сад и т. д. Речь идет о Летнем саде в Петербурге. В петровские времена Летний сад был частью обширного парка. В саду стоял небольшой дворец Петра.
(IV в. до н. э.) — греческий живописец.
Природу испытав, Невтонов ученик и т. д. — Ломоносов.
Шувалов
Приветствие в Ферней. Екатерина II переписывалась с Вольтером, в последний период жившим в Фернее (Швейцария).
И твоего певца уста уже безмолвны.
Петербург между 24-25 И, может быть, при вас Кутайсов в цвете лет авториз. В волненье бранных дум, постигнув ваш привет, копия На славу жизнь обрек и меч на честь отчизны. ранняя ред. Мужей великих прах - училище граждан. Но где ж Смоленский? Где целитель наших ран? Потщимся отвратить потомства укоризны, Да памятник ему воздвигнется средь нас! Другие вознесли, а он Россию спас. И славная чета ждет славного собрата. вм. 25-37 Но да предупредит признательность Отчизны автограф Потомков строгий суд и глас их укоризны! ранняя ред. Да новый памятник восстанет среди нас, Еще свежа в сердцах Кутузова утрата; Они прославили, а он Россию спас, И славная чета ждет славного собрата. вм. 59-61 Под сенью тишины у нас рука устройства авториз. Растила мирт наук и гордый лавр геройства. копия вм. 79-90 Там зодчий, труды к столетьям тщась простреть, Возносят к облакам красивые громады. Рафаэл Северный, обманывая взгляды, Дарует кистью жизнь, обезоружив смерть, Ваятели, с небес похитив дивный пламень, Вливают чувство в медь, вдыхают душу в камень. Владычица сердец, наперсница богов Потомству говорит с развалины гробов. вм. 128-132 Несчастный раб земли, отвергнутый от братий, В свободе примет мзду страдальческих занятий.