• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Толстому

    ТОЛСТОМУ

    Американец и цыган,
    На свете нравственном загадка,
    Которого, как лихорадка,
    Мятежных склонностей дурман
    Или страстей кипящих схватка
    Всегда из края мечет в край,
    Из рая в ад, из ада в рай!
    Которого душа есть пламень,
    А ум — холодный эгоист;
    Под бурей рока — твердый камень!

    В волненьи страсти — легкий лист!
    Куда ж меня нелегкий тащит
    И мой раздутый стих таращит,
    Как стих того торговца од,
    Который на осьмушку смысла
    Пуд слов с прибавкой выдает?
    Здесь муза брода не найдет:
    Она над бездною повисла.

    И как, не дав толчка рассудку
    И не споткнувшись на пути,
    От нравственных стихов сойти
    Прямой дорогою к желудку?
    Но, впрочем, я слыхал не раз,
    Что наш желудок — чувств властитель
    И помышлений всех запас.
    Поэт, политик, победитель,
    Все от него успеха ждут:
    Судьба народов им решится;
    В желудке пища не сварится —
    И не созреет славный труд;
    Министр объелся: сквозь дремоту
    Секретаря прочел работу —
    И гибель царства подписал.
    Тот натощак бессмертья ищет,
    Но он за драмой в зубы свищет —
    И свет поэта освистал.
    К тому же любопытным ухом

    И если возвышенным духом
    Подчас ты унижаешь знать,
    Зато ты граф природный брюхом
    И всем сиятельным под стать!
    Ты знаешь цену Кондильяку,
    В Вольтере любишь шуток дар
    И платишь сердцем дань Жан-Жаку,
    Но хуже ль лучших наших бар
    Ценить умеешь кулебяку
    И жирной стерляди развар?
    Ну, слава богу! пусть с дороги
    Стихомаранья лютый бес

    Кидал меня то в ров, то в лес,
    Но я, хоть поизбивши ноги,
    До цели, наконец, долез.
    О кухне речь — о знаменитый
    Обжор властитель, друг и бог!
    О, если, сочный и упитый,
    Достойным быть мой стих бы мог

    Приправь и разогрей мой слог,
    Пусть будет он, тебе угодный,
    Душист, как с трюфлями пирог,
    И вкусен, как каплун дородный!
    Прочь Феб! и двор его голодный!
    Я не прошу себе венка:
    Меня не взманит лов бесплодный!
    Слепого случая рука
    Пусть ставит на показ народный
    Зажиточного дурака —
    Проситься в дураки не буду!
    Я не прошусь закинуть уду
    В колодезь к истине сухой:
    Ложь лучше истины иной!
    Я не прошу у благодати
    Втереть меня к библейской знати
    И по кресту вести к крестам,
    Ни ко двору, ни к небесам.
    Просить себе того-другого

    Мне нужен повар — от Толстого
    Я только повара прошу!

    19 октября 1818


    Примечания

    В письме от 30 октября 1818 г. из Петербурга А. И. Тургенев сообщал Вяземскому, что накануне он получил от него «стихи Толстому». Адресат послания, граф Федор Иванович Толстой (1782—1846), приобрел известность в литературных и светских кругах дуэлями, скандалами и всевозможными авантюрами. Вместе с тем это был даровитый и образованный человек, связанный дружескими отношениями со многими выдающимися литераторами своего времени. Молодым офицером Толстой принял участие в кругосветном плавании адмирала Крузенштерна. За нарушение дисциплины он был высажен на берег русской колонии в Северной Америке, после чего посетил Алеутские острова. По этому случаю Толстой получил прозвище «Американца». Дважды разжалованный за дуэли в солдаты, Толстой участвовал в войне 1812 г. ратником ополчения и храбростью вернул себе офицерский чин. Существует предположение, что в повести «Два гусара» для Турбина-старшего Л. Н. Толстому в какой-то мере послужил прототипом его двоюродный дядя Ф. И. Толстой-Американец. Называя Толстого цыганом, Вяземский мог иметь в виду и беспорядочную жизнь Толстого, и его наружность (Толстой был смугл, черноглаз и черноволос), и особую его страсть к цыганскому пению и кутежам с цыганами (впоследствии, в 1821 г., Толстой женился на цыганке). В 1810-х гг. Толстой обосновался в Москве. Его открытый дом славился изысканными обедами. Этим объясняется «гастрономическая» тема настоящего послания и выражение Вяземского: и т. д. Эти два стиха Пушкин хотел взять эпиграфом к «Кавказскому пленнику», но отказался от своего намерения из-за ссоры с Толстым.

    Кондильяк (1715—1780) — французский философ-сенсуалист.

    Жан-Жак

    Втереть меня к библейской знати и т. д. Последний период царствования Александра I отмечен разгулом мистического мракобесия в придворных и правительственных кругах. «Библейское общество» (1813—1826) — одна из влиятельных религиозно-бюрократических организаций, принадлежность к которой обеспечивала «кресты», то есть ордена и продвижение по службе. На принадлежавшем ему экземпляре «В дороге и дома» Вяземский написал по поводу напечатанного там отрывка из настоящего послания: «Начало послания моего к Толстому из Варшавы; я просил его приискать и выслать мне хорошего повара; между прочим помню из этого послания следующие стихи:

    Я не прошу у благодати
    Припрячь меня к библейской знати

    Мне нужен повар от Толстого,
    Я только повара прошу.

    Эти стихи были написаны в самый разгар библейского общества. Библию обратили в орудие подлости и чиновнического честолюбия. Даже Сперанский в изгнании промышлял ею».

    Раздел сайта: