• Приглашаем посетить наш сайт
    Мандельштам (mandelshtam.lit-info.ru)
  • Негодование

    НЕГОДОВАНИЕ



    К чему мне вымыслы? к чему мечтанья мне
    И нектар сладких упоений?
    Я раннее прости сказал младой весне,
    Весне надежд и заблуждений!
    Не осушив его, фиал волшебств разбил;
    При первых встречах жизнь в обманах обличил
    И призраки принес в дань истине угрюмой;
    Очарованья цвет в руках моих поблек,
    И я сорвал с чела, наморщенного думой,
    Бездушных радостей венок.
    Но, льстивых лжебогов разоблачив кумиры,
    Я правде посвятил свой пламенный восторг;
    Не раз из непреклонной лиры
    Он голос мужества исторг.
    Мой Аполлон — негодованье!
    При пламени его с свободных уст моих
    Падет бесчестное молчанье
    И загорится смелый стих.

    Зародыш лучшего, что я в себе храню,
    Встревоженный тобой, от сна встаю
    И, благородною отвагою кипящий,
    В волненьи бодром познаю
    Могущество души и цену бытию.
    Всех помыслов моих виновник и свидетель,
    Ты от немой меня бесчувственности спас;

    В молчаньи всех страстей меня твой будит глас:
    Ты мне и жизнь и добродетель!
    Поклонник истины в лета,
    Когда мечты еще приятны, —
    Взывали к ней мольбой и сердце и уста,
    Но ветер разносил мой глас, толпе невнятный.
    Под знаменем ее владычествует ложь;
    Насильством прихоти потоптаны уставы;
    С ругательным челом бесчеловечной славы
    Бесстыдство председит в собрании вельмож.
    Отцов народов зрел господствующих страхом,
    Советницей владык — губительную лесть;

    Я зрел: изгнанницей поруганную честь,
    Доступным торжищем — святыню правосудья,
    Служенье истине — коварства торжеством,
    Законы, правоты священные орудья,
    Щитом могучему и слабому ярмом.
    Зрел промышляющих спасительным глаголом,
    Ханжей, торгующих учением святым,
    В забвенья бога душ — одним земным престолам
    Кадящих трепетно, одним богам земным.
    Хранители казны народной,
    На правый суд сверитесь вы;
    Ответствуйте: где дань отчаянной вдовы?
    Где подать сироты голодной?
    Корыстною рукой заграбил их разврат.
    Презрев укор людей, забыв небес угрозы,
    Испили жадно вы средь пиршеских прохлад
    Кровавый пот труда и нищенские слезы;
    На хищный ваш алтарь в усердии слепом
    Народ имущество и жизнь свою приносит;

    Отечество от чад вам в жертву жертвы просит.
    Но что вам? Голосом алкающих страстей
    Мать вопиющую вы дерзко заглушили;
    От стрел раскаянья златым щитом честей
    Ожесточенную вы совесть оградили.

    Дни ваши без докук и ночи без тревог.
    Твердыней, правде неприступной,
    Надменно к облакам вознесся ваш чертог,
    И непорочность, зря дней ваших блеск преступный,
    Смущаясь, говорит: «Где ж он? где ж казни бог?
    Где ж судия необольстимый?
    Что ж медлит он земле суд истины изречь?
    Когда ж в руке его заблещет ярый меч
    И поразит порок удар неотразимый?»
    Здесь у подножья алтаря,
    Там у престола в вышнем сане
    Я вижу подданных царя,
    Но где ж отечества граждане?
    Для вас отечество — дворец,

    Уступки совести — заслуги!
    Взор власти — всех заслуг венец!
    Нет! нет! не при твоем, отечество! зерцале
    На жизнь и смерть они произнесли обет:
    Нет слез в них для твоих печалей,
    Нет песней для твоих побед!
    Им слава предков без преданий,
    Им нем заветный гроб отцов!
    И колыбель твоих сынов
    Им не святыня упований!
    Ищу я искренних жрецов
    Свободы, сильных душ кумира —
    Обширная темница мира
    Являет мне одних рабов.
    О ты, которая из детства
    Зажгла во мне священный жар,
    При коей сносны жизни бедства,
    Без коей счастье — тщетный дар,
    Свобода! пылким вдохновеньем,

    Тебя приветствовать дерзал;
    И звучным строем песней новых
    Будил молчанье скал суровых
    И слух ничтожных устрашал.

    В век лучший вознесясь от мрачной сей юдоли,
    Свидетель нерожденных лет —
    Свободу пел одну на языке неволи,
    В оковах был я, твой поэт!
    Познают песнь мою потомки!
    Ты свят мне был, язык богов!
    И мира гордые обломки
    Переживут венцы льстецов!
    Но где же чистое горит твое светило?
    Здесь плавает оно в кровавых облаках,
    Там бедственным его туманом обложило,
    И светится едва в мерцающих лучах.
    Там нож преступный изуверства
    Алтарь твой девственный багрит;
    Порок с улыбкой дикой зверства

    Здесь власть в дремоте закоснелой,
    Даров небесных лютый бич,
    Грозит цепьми и мысли смелой,
    Тебя дерзающей постичь.
    Здесь стадо робкое ничтожных
    Витии поучений ложных
    Пугают именем твоим;
    И твой сообщник- просвещенье
    С тобой, в их наглом ослепленье,
    Одной секирою разим.
    Там хищного господства страсти
    Последнею уловкой власти
    Союз твой гласно признают;
    Но под щитом твоим священным
    Во тьме народам обольщенным
    Неволи хитрой цепь куют.
    Свобода! о младая дева!
    Посланница благих богов!
    Ты победишь упорство гнева

    Ты разорвешь рукой могущей
    Насильства бедственный устав
    И на досках судьбы грядущей
    Снесешь нам книгу вечных прав,

    Союз между граждан и троном,
    Вдохнешь в царей ко благу страсть,
    Невинность примиришь с законом,
    С любовью подданного власть.
    Ты снимешь роковую клятву
    С чела поникшего к земле
    И пахарю осветишь жатву,
    Темнеющую в рабской мгле.
    Твой глас, будитель изобилья,
    Нагие степи утучнит,
    Промышленность распустит крылья
    И жизнь в пустыне водворит;
    Невежество, всех бед виновник,
    Исчезнет от твоих лучей,
    Как ночи сумрачный любовник

    Он загорится, день, день торжества и казни,
    День радостных надежд, день горестной боязни!
    Раздастся песнь побед, вам, истины жрецы,
    Вам, други чести и свободы!
    Вам плач надгробный! вам, отступники природы!
    Вам, притеснители! вам, низкие льстецы!
    Но мне ли медлить? Грязную их братью
    Карающим стихом я ныне поражу;
    На их главу клеймо презренья положу
    И обреку проклятью.
    Пусть правды мстительный Перун
    На терпеливом небе дремлет,
    Но мужественный строй моих свободных струн
    Их совесть ужасом объемлет.
    Пот хладный страха и стыда
    Пробьет на их челе угрюмом,
    И честь их распадется с шумом
    При гласе правого суда.
    Страж пепла их, моя недремлющая злоба

    И, гневною рукой из недр исхитив гроба,
    Ко славе бедственной их память прикует.

    Ноябрь 1820


    Примечания

    «В Варшаве». В «Литературной мысли» полный текст «Негодования» опубликовал С. Любимов. Он сообщает, что рассматривавший ПСС Вяземского цензор Ратынский считал возможным полностью напечатать в т. 3 «Негодование». Однако сын Вяземского, П. П. Вяземский, занимавший в это время пост председателя петербургского комитета иностранной цензуры, по собственному желанию исключил 22 стиха, политически наиболее острых (стр. 234). 13 ноября 1820 г. Вяземский писал А. Тургеневу: «Моя «Негодяйка» («Негодование». — Л. Г.) добита; надобно еще два-три дни полежать ей под сукном, а там и в свет... Кажется, нигде столько души моей не было, как тут» (О. А., т. 2, стр. 102). Тургенев пишет Вяземскому 19 января 1821 г.: «Негодование» — лучшее твое произведение. Сколько силы и души!.. Но как можешь ты думать, чтобы ценсура нашего времени пропустила эту ценсуру нашего времени и нас самих... Я заставил одного поэта, служащего в духовном департаменте, переписать твое «Негодование». В трепете приходит он ко мне и просит избавить его от этого. «Дрожь берет при одном чтении, — сказал он, — не угодно ли вам поручить писать другому?» (стр. 140, 142). В том же письме по поводу «Негодования» Тургенев делает ряд стилистических замечаний. Стилистические замечания содержит и письмо Тургенева от 26 января. 2 февраля Тургенев пишет: «Ко мне ездят слушать «Негодование», и я уже его вытвердил наизусть, но ни одной копии не выдал и не выдам» (стр. 153). В своей «Исповеди», представленной Николаю I в 1829 г., Вяземский пытался смягчить политическую остроту «Негодования» и «Петербурга», утверждая, что в них «отзывается везде желание законной свободы монархической». О «Негодовании» он в «Исповеди» писал: «Я написал его в самую эпоху борьбы или перелома мнений, и, разумеется, должно носить оно живой отпечаток мнений, которым я оставался предан и после их падения» (ПСС, т. 2, стр. 101). Характеристику «Негодования» см. во вступительной статье.

    Зрел промышляющих спасительным глаголом — намек на засилие мистических, религиозных обществ в последние годы царствования Александра I.

    Перун (слав. миф.) — бог грома и молнии.