• Приглашаем посетить наш сайт
    Салтыков-Щедрин (saltykov-schedrin.lit-info.ru)
  • Песня зеваки

    ПЕСНЯ ЗЕВАКИ

    Из новой оперы-водевиль: «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», данной в первый раз в Москве 24 января 1824 года.
    Музыка г-на Верстовского.

    Жизнь наша сон! Всё песнь одна:
    Или ко сну, или со сна!

    Одно всё водится издавна;
    Родятся люди, люди мрут
    И кое-как пока живут.
    Куда всё это как забавно!

    Как не зевать! всем песнь одна:
    Или ко сну, или со сна!

    Иной зевает от безделья,
    Зевают многие от дел;
    Иной зевает, что не ел,
    Другой зевает, что с похмелья!

    Как не зевать! всё песнь одна:
    Или ко сну, или со сна!

    Актер в своей зевает роле;
    Зевотой зритель давит свист!

    А сускрибент зевает боле!

    Как не зевать! всё песнь одна:
    Или ко сну, или со сна!

    Я холост был — зевал без счета,

    И взял жену, чтоб жить вдвоем, —
    И вдвое забрала зевота!

    Как не зевать! всё песнь одна:
    Или ко сну, или со сна!

    Конец 1823


    Песня зеваки (стр. 160). Впервые — «Новости литературы», 1824, № 6, стр. 94. Без подписи. 31 января 1824 г. Вяземский писал А. И. Тургеневу: «Вот песня из водевиля, которая очень понравилась нашим зевакам. Дай Карамзиным и Воейкову; только скажи именно, чтобы не выставлять моего имени, потому что на вызов публики назвать авторов остались мы неизвестными» (О. А., т. 3, стр. 7). Водевиль «Кто брат, кто сестра?» Вяземский написал в конце 1823 г. совместно с А. С. Грибоедовым, по просьбе директора Московского императорского театра Ф. Ф. Кокошкина, для бенефиса актрисы М. Д. Львовой-Синецкой, которой Кокошкин покровительствовал. Бенефис состоялся 24 января 1824 г. Об обстоятельствах написания водевиля Вяземский рассказал в статье «Дела иль пустяки давно минувших лет». Полемизируя с появившейся в «Русском вестнике» в 1873 г. статьей В. Родиславского о неизданных пьесах Грибоедова, Вяземский отмечает: «...Ошибочно показание, что куплеты «Жизнь наша сон! Все песнь одна!..» писаны именно Грибоедовым. Напротив, написаны они именно мною, в подражание французской песне, которую певал в то время заезжий француз» (ПСС, т. 7, стр. 338). По свидетельству Вяземского, он взял на себя «всю стихотворную часть», а Грибоедов всю прозу.

    Раздел сайта: