• Приглашаем посетить наш сайт
    Брюсов (bryusov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1896"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина (поздняя редакция статьи)
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    2. Несколько слов о полемике
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    3. Поживки французских журналов в 1827 году
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    4. Новые книги
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    5. Письмо из Парижа
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    6. О разборе трех статей, помещенных в записках Наполеона Денисом Давыдовым
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    7. Современные темы, или канва для журнальных статей
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    8. Дельвиг
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    9. Примечания к сборнику стихотворений 1986 года. Часть 6.
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    10. Новая поэма Э. Кине
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    11. Мицкевич о Пушкине
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    12. Примечания к стихам из сборника стихотворений 1986 года.
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    13. Примечания к сборнику стихотворений 1982 года.
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    14. А. И. Тургенев
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    15. Жуковский. — Пушкин. — О новой пиитике басен
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    16. Памяти П. А. Плетнева
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    17. О славянофилах
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    18. Баратынский
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    19. О Сумарокове
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    20. Князь Петр Борисович Козловский
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    21. Объяснения некоторых современных вопросов литературных
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    22. Воспоминания о 1812 годе
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    23. Из писем (А.И. Тургеневу, В.Л. Жуковскому, В.А. Жуковскому, С.П. Шевыреву)
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    24. Языков и Гоголь
    Входимость: 1. Размер: 71кб.
    25. Примечания к сборнику стихотворений 1986 года. Часть 7.
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    26. Коровин В.И.: Вяземский П. А. - биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    27. О Ламартине и современной французской поэзии
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    28. О духе партий; о литературной аристократии
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    29. О жизни и сочинениях В. А. Озерова
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    30. Гиллельсон М.: Петр Андреевич Вяземский
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    31. Письма А.Ф. Тютчевой к князю П. А. Вяземскому
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    32. Нечаева В.: Вяземский
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    33. О письмах Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    34. Гинзбург Л.: П. А. Вяземский
    Входимость: 1. Размер: 110кб.
    35. Гинзбург Л.: Вступительная статья к собранию сочинений 1958 года
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    36. Сонеты Мицкевича
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    37. Из "Автобиографического введения" (для первого тома ПСС 1878)
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    38. Отрывок из письма к А. И. Готовцевой
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    39. * * * ("Спасителя рожденьем")
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    40. П. А. Вяземский: биографическая справка (Русский биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    41. К. Н. Батюшков (письмо к М. П. Погодину о найденных статьях Батюшкова)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    42. Ю. А. Нелединский-Мелецкий
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    43. Известие о жизни и стихотворениях Ивана Ивановича Дмитриева
    Входимость: 1. Размер: 134кб.
    44. "Чернец", киевская повесть. Сочинение Ивана Козлова
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    45. Озеров
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    46. "Ревизор" комедия, соч. Н. Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    47. Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    48. О Державине
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    49. Примечания к сборнику стихотворений 1986 года. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    50. Из писем П. А. Вяземского (А.И. Тургеневу, А.А. Бестужеву, А.С. Пушкину, В.Ф. Вяземской, Д.П. Северину)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина (поздняя редакция статьи)
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    Часть текста: и литературная критика / Сост., вступ. статья и коммент. Л. В. Дерюгиной.- М.: Искусство, 1984. (История эстетики в памятниках и документах). I Один из главных недостатков нашей литературы заключается в том, что наши грамотные люди часто мало образованны, а образованные часто мало грамотны. У нас такой сложился порядок, что образованность сама по себе, а грамотность сама по себе. Можно к этому еще прибавить, что нередко встречается дарование, при котором нет ума, и ум, при котором нет дарования. У нас вообще всего труднее сводить концы с концами. Концы так врозь и так напряженно разрослись, что они расползаются, если захочешь их пригнать. По большей части пишут у нас те, которым писать нечего и не о чем. Те, которым писать было бы о чем, не имеют привычки или дичатся писать. Люди, не принадлежащие к разряду присяжных писателей, боятся выставить себя напоказ, боятся причислить себя к известному ремеслу и вписаться в известный цех сочинительства. Сочинитель у нас такая же отдельная личность, как, например, зубной врач. Недостает только вывески на месте жительства, но подразумеваемая вывеска не менее того бросается всем в глаза. Сочинитель не в силах скидывать ее с себя ни дома, ни на улице, ни в гостях. Он как-то и в семье своей сперва сочинитель, а там уже муж и отец. Это какой-то несмываемый первородный грех. Вообще многие не любят, чтобы именовали их по званию, а не по настоящей их личности. Каждый хочет непременно быть Василием Ивановичем или Иваном Кузьмичом, а и того лучше его высокоблагородием и его превосходительством, но уж никак не господином доктором, не господином профессором и т. д. Помню, например, как князь Иван Михайлович Долгоруков жаловался мне на покойного ...
    2. Несколько слов о полемике
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: о полемике П. А. Вяземский Несколько слов о полемике Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика / Сост., вступ. статья и коммент. Л. В. Дерюгиной.- М.: Искусство, 1984. (История эстетики в памятниках и документах). У нас многие из авторов худо понимают смысл иностранных слов: критика и полемика, по мнению иных, одно и то же. Критика - суждение, или исследование, или разбор творения. Полемика - письменный спор ученый, литературный, феологический. Можно критиковать перед судом публики книгу, какое ни имей понятие о сочинителе ее; но не всегда захочешь вступить в полемику с сочинителем, то есть в спор, в прение, потому что спор есть разговор, а с иным писателем разговаривать не можно, то есть не должно. Впрочем, и полемика полемике, и спор спору рознь. Между равно благовоспитанными, образованными людьми нередко и в споре бывает обмен насмешек, колкостей; но из того не следует, что спор в гостиной между благовоспитанными людьми есть одно и то же, что спор в сенях между лакеями или на улице между черни. По этому соображению образованный человек, застенчивый в отношении к чести своей, не войдет в бой неровный, словесный или письменный, с противниками, которые не научились в школе общежития цене выражений и приличиям вежливости. Пойдет ли благородный человек, вооруженный шпагою, драться на поединке с поденщиком, владеющим палкою? Разумеется, не от страха откажется он от боя: оружие его язвительнее; но законы чести, сии необходимые предрассудки общества, определили, что бой на шпагах благороден, а бой на палках унизителен. Английские нравы, может быть, хороши в Англии, но не в литературе: там знатный лорд должен по первому...
    3. Поживки французских журналов в 1827 году
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: парижские журналы. За ними постится парижская публика Франция и едва ли не вся Европа, ибо в наше время парижские листы суть насущный хлеб большей части читателей нашего поколения. Охота же искать пищи в in folio, в in quarto и даже в in 12°, когда можно за утреннею чашкою чаю или кофе легко запастись из газетного листка тем, что послужит достаточным дневным продовольствием для каждого порядочного и благовоспитанного человека. Питательную силу яйца равняют питательной силе целой курицы и утверждают - по крайней мере, кажется, Байрон был того мнения,- что довольно одного яйца всмятку, чтоб сытым быть весь день. Таким образом, есть сбережение издержек, времени, хлопот, трудов, есть удобство всякого рода. Благодаря нашего остроумного баснописца, при таком пропитании не нужно ни кухни, ни повара {См. басню Крылова 1 }: каждый быть может своим поваром и иметь подвижную кухню на столе, в своем подсвечнике; была бы только курица, которая каждый день носила по яичку, В роде умственной пищи, для читателей не слишком обжорливых, ежедневник есть также яйцо всмятку. И тем более сравнение это здесь у места, что, по мнению многих, выдумка журналов, скорее еще чем выдумка упомянутая в басне, есть, несомненно, наущение лукавого. Проглотив журнальный листок поутру, читатель сыт на весь день; тут не нужно библиотеки, головоломных занятий: пища-скороспелка приспособлена к желудку каждого состояния, звания, возраста. Того и смотри, что нетерпеливый читатель спросит с досадою: к чему я хочу вести свое рассуждение, начав, как поэт, от Лединых яиц? Пора приступить к делу. Парижские журналы имеют свое Провидение. Когда голодная смерть угрожала им во всем ужасе своем 2 , предстали им поживки неожиданные, которые, при других пособиях, менее значительных, поддерживали их существование, спасая от...
    4. Новые книги
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    Часть текста: lâme est un faible interprète; L'art ne fait que des vers; le coeur seul est poète 1 . M., 1827, в тип. Августа Семена, in 8, IV и 301 стр. * Хотя искусству был сему и не учен, Но был его (или "ево", сходно с текстом) снискать усердьем привлечен. Сие собрание разделяется на несколько отделений: две книги элегий, баллады, послания, романсы и песни, поэмы и смесь. Главная часть стихотворений, здесь помещенных, состоит в переводах с уважаемых французских поэтов: Бертеня, Легуве, Мильвуа и других. Переводы вообще не без достоинства и являют признаки искусства в стихотворстве; но в местах, требующих большей силы и движения, они отстают от подлинников. Французская школа у нас теперь не в чести: мы, как своевольные дети, вырвавшись из-под надзора учительского, вымещаем на учителях ученические годы. Век оставаться учениками не должно, но зачем предавать проклятию, бранить своих прежних учителей, хотя в возрасте размышления и видим, что не во всем пример их для нас быть должен непреложен и не все то, чему учились мы у них, свято и ненарушимо? К чему опять исключительность? А к тому же, если сказать правду, отстав от одного подражания, не пристаем ли мы к другому? Я вовсе не Сеид 2 классического абсолютизма и непогрешимости французских поэтов; но между тем не понимаю, почему утверждать, что Мильвуа не поэт, потому что поэты Шиллер, Байрон, Гёте. Признаю возвышенность их гения, но признаю несомнительность и дарования Мильвуа. Многие из стихов его присвоиваются памятью и сердцем; в них отзывается...
    5. Письмо из Парижа
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    Часть текста: примите политику в истинном ее значении, а не превратном, и тогда вы согласитесь, что направление, данное вообще в наши дни французской литературе, вовсе не антипоэтическое. То, что римляне называли res publica, французы называют la chose publique или l'intérêt public 1 , a по-русски как назвать, право, не умею, потому что со мною нет здесь русского словаря, может и должно быть не чуждо литературе и поэзии, ...Когда Поэзия не сумасбродство 2 (Державин). Греческие трагики также часто делали политику в своих народных трагедиях 3 . Тиртей был прекрасным публицистом, и гимны его героические не что иное, как красноречивые военные манифесты, воспламенявшие умы сограждан, готовящихся на брань; Ювенал - политический сатирик; наш Державин во многих песнопениях не только лирик сатирический 4 , но и политический; Жуковский в "Певце во стане русских воинов" преподает народное право с треножника Поэзии и неотразимыми доводами убеждает в истине, что народ не должен покоряться чуждому владычеству; Байрон в самых поэтических и своенравных порывах гения чудного, во всех значениях сего слова, неожиданно и ярко выбрасывает свои мнения политические и говорит в стихах то, что говорил бы прозою в вышней палате, если...
    6. О разборе трех статей, помещенных в записках Наполеона Денисом Давыдовым
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: отряды, нанесшие столько вреда победоносной армии Наполеона в России, и что ему обязаны как главною мыслию сего предприятия, так и некоторым блистательным успехом в исполнении. Вдруг оспоривают у него и у товарищей на партизанском поприще все их права на уважение и благодарность соотечественников. Наполеон несколькими строками записок своих поражает ничтожеством все их дела и утверждает, что французская армия не догадывалась о русских партизанах и что они для нее как будто не существовали. "Слова, падшие с такой высоты,- говорит автор в опровержении своем,- не суть уже шипение раздраженной посредственности, столь давно преследующей партизанов наших,- это удары Юпитера". Чем обвинение важнее, тем оправдание необходимее, но тем и оправдывание затруднительнее. По нашему мнению, русский автор, побуждаемый любовью к отечеству и к истине, если хотят, даже и личным честолюбием, не только извинительным, но и похвальным в таком случае, хорошо сделал, что внял вызову противника, которого нельзя оставить без уважения, и решился по возможности отразить его удары. Способ опровержения им избранный, кажется, самый основательный и удачный. Из слов же Наполеона, из бюллетеней французской армии, писанных, как известно, им самим или под его непосредственным руководством, выписками из французских повествователей (свидетелей в этом случае неотложных) почерпнул он все свои доводы; не увлекался многословным витийством, но, по собственным его словам, "подводил статьи, противуречащие некоторым статьям, помещенным в записках Наполеона, писанных наобум, наскоро и без документов". Предоставляя опытным знатокам военного ремесла судить о сей книжке в отношении военных соображений, в ней заключающихся, скажем, что и не военный может прочесть ее с любопытством удовлетворенным. Автор не упускает случаев изобличить Наполеона в заблуждениях ему подлежащих, но и в самых горячих выходках сохраняет всегда вежливость и прямодушие рыцарские, не забывая должного...
    7. Современные темы, или канва для журнальных статей
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    Часть текста: или канва для журнальных статей 1873-1875 Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика / Сост., вступ. статья и коммент. Л. В. Дерюгиной.- М.: Искусство, 1984. (История эстетики в памятниках и документах). ПСС, т. 7, СПб., 1882 I. Наши журнальные публицисты много толкуют об обязательном народном обучении. Это с их стороны очень обязательно. Нельзя не похвалить и побуждения их, и цели, на которые они увязывают. Но жаль, что они дело начинают не с начала, а с конца. Они, да и не они одни, забывают мудрое сказание знаменитого французского гастронома: "если хотите изготовить заячье жаркое, то прежде всего имейте зайца". Применяясь в этому, можно связать нашим публицистам: если хотите иметь много грамотных учеников, - то займитесь первоначально обязательным обучением учителей. Будет заяц, можно иметь и жаркое. Будут учителя, можно будет иметь и учеников. Не походит ли это на горячего охотника, который со сворою гончих и борзых собак отправляется на травлю зайцев в такую местность, в которой от сотворения мира ни единый заяц никогда не пробегал. Очевидно, что он возвратится домой без зайца в обеду. II. Много толкуют и о женском вопросе. Много шуму за и много шуму против. Почему же и не...
    8. Дельвиг
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: Петербурге, я постоянно жил в Москве. Когда приезжал я на время в Петербург, были мы с ним, что называется, в хороших отношениях, встречаясь нередко на приятельских литераторских обедах, вечеринках. Но и тут казался он мне мало доступен. Была ли это в нем застенчивость или некоторая нелюдимость, объяснить я себе не мог; но короткого сближения между нами не было. На сходках наших он мало вмешивался в разговор, мало даже вмешивался в нашу веселость 1 . Во всяком случае был он мало разговорчив: речь его никогда не пенилась и не искрилась вместе с шампанским вином, которое у всех нас развязывало язык. Спрашивали одного англичанина: любит ли он танцевать? "Очень люблю,- отвечал он,- но не в обществе и не на бале (jamais en société), a дома один или с сестрою". Дельвиг походил на этого англичанина. Однажды убедился я в том и имел возможность оценить его и понять нежное сочувствие к нему Пушкина. Мы случайно провели с ним с глазу на глаз около трех часов. Мы ездили к общему знакомому нашему обедать на дачу, верст за пятнадцать от Петербурга 2 . Тут разговорился он. Я отыскал в нем человека мыслящего, здраво и самобытно обдумавшего многое в жизни. Я удивился и обрадовался находке моей. Между прочим рассказал он мне план повести, которую собирался писать. План был очень оригинальный и совершенно новый, а именно рассказ о домашней драме, подмеченной с улицы. Лица, имена, происхождение их оставались тайною как для читателей, так и для самого автора; но при этой тайне выказывалась истина и подлинная, живая жизнь со всеми своими переворотами, треволнениями, радостями и...
    9. Примечания к сборнику стихотворений 1986 года. Часть 6.
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: 1842 г. // СН. 1901, кн. 4. С. 35). - С. 1842, т. 26, с ценз. вар. ст. 73. Вошло в ВДД, с тем же вар., но в HP текста нет. Черновой автограф, ранняя ред., под загл. "Плоселочная дорога", с пометой: "25 сентября в карете - между островом и Михайловским". Беловой автограф в арх. М. П. Погодина (ГПБ), с авторским примеч.: "Сии стихи, хоть давным-давно написанные, ныне печатаются в первый раз", и припиской Вяземского Погодину: "Покорнейше прошу вставить непременно (примеч.) или сказать от себя то же в других словах" (примеч. вставлено не было). Авториз. копия в РСб-1855 (II) (текст М), с пометой Вяземского: "Можно внести в "Дорогу и дома"". В авторском экземпляре ВДД Вяземский восстанавливает доцензурный вар. ст. 73 (исправляет "наш авось велик" на "русский бог велик"), как в беловом и черновом автографах. В наст. изд. восстанавливается этот ст. и учитывается оговоренная в переписке поэта с М. Н. Лонгиновым правка устаревшей падежной формы в ст. 63: "лоб со лбом" вм. "лбом со лбом". Дормез - большая карета, приспособленная для сна в пути. Мак-Адам (1756-1836) - английский инженер, специалист по строительству дорог. Как Демон Пушкина. Речь идет о ст-нии Пушкина "Демон" (1823). Был Бородинский, день. В этом и следующих четырех ст. описываются реальные автобиографические события. Я на море горел. Вяземский вспоминает о пожаре на пароходе "Николай", которым он в 1838 г. ехал в Германию. Двух паровозов, двух волканов на лету Я видел сшибку....
    10. Новая поэма Э. Кине
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    Часть текста: и шеи, потому и принуждена она ныне высекать резцом своим вековечные анахронизмы и противоестественные натяжи. Статуи наши стоят на летнем положении на вьюге и на морозе; под небом, не имеющем аттицизма неба Фидиасов. Если новому статуарию и придет мысль прикрыть героя своего знакомою шляпою и знакомым сюртуком, то это уже по необходимости, не в пример другим, и то к соблазну и к ужасу присяжных жрецов изящного, которые, впрочем, по искусству правы, но также прав и художник, по совести [и по истине исторической]. Дело в том, что хотят невозможного: хотят разрешения задачи неразрешимой. Должно принести на жертву искусство или истину, и истину не отвлеченную, а народную, площадную и, следовательно, неприкосновенную. Примирения тут быть не может. Иметь условную одежду для изображения современных знаменитостей - то же, что иметь бы для них условные черты и особый оклад лица героический по правилам ваятельной риторики. Век наш допытлив, исследователей, до крайности привязчив, мнителен, правдив и если лжет, то разве самому себе, и то из безусловной, фанатической любви к истине; а где клятва, там и...