• Приглашаем посетить наш сайт
    Державин (derzhavin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "PARIS"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Записная книжка 2. Примечания.
    Входимость: 25. Размер: 67кб.
    2. Разбор "Второго разговора", напечатанного в N 5 "Вестника Европы"
    Входимость: 6. Размер: 30кб.
    3. Письмо из Парижа
    Входимость: 5. Размер: 33кб.
    4. Записная книжка 5. Примечания.
    Входимость: 4. Размер: 28кб.
    5. Известие о жизни и стихотворениях Ивана Ивановича Дмитриева
    Входимость: 3. Размер: 134кб.
    6. Письма В.Л. Пушкина к П. А. Вяземскому (часть 2)
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    7. Записная книжка 13 (1838-1860)
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    8. Записная книжка 4. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    9. Записная книжка 5 (1825-1831)
    Входимость: 2. Размер: 67кб.
    10. Сонеты Мицкевича
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    11. Жуковский в Париже
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    12. Записная книжка 8. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    13. Записная книжка 8 (1829-1837). Часть 3.
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    14. Новая поэма Э. Кине
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    15. Записная книжка 3. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    16. Примечания к сборнику стихотворений 1986 года. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    17. Записная книжка 1. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    18. Письма В.Л. Пушкина к П. А. Вяземскому (часть 3)
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    19. Мицкевич о Пушкине
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    20. Старая записная книжка. Прижизненные публикации (VIII том собрания сочинений). Часть 12.
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    21. Записная книжка 9. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    22. Поживки французских журналов в 1827 году
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    23. Записная книжка 14. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    24. Старая записная книжка. Прижизненные публикации (VIII том собрания сочинений). Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    25. Нечаева В.С.: Записные книжки Вяземского. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    26. Старая записная книжка. Прижизненные публикации (VIII том собрания сочинений). Часть 7.
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    27. Записная книжка 6. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    28. Записная книжка 13. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    29. Л. Гинзбург. П. Вяземский. Старая записная книжка. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 138кб.
    30. Наполеон и Юлий Цезарь
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    31. Князь Петр Борисович Козловский
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    32. Записная книжка 10. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    33. Записная книжка 13 (1838-1860). Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    34. "Цыганы". Поэма Пушкина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    35. Новые книги
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    36. Записная книжка 2 (1813-1855). Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    37. Путешествие князя А. Д. Салтыкова по Персии и Индии
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    38. О разборе трех статей, помещенных в записках Наполеона Денисом Давыдовым
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    39. О "Бакчисарайском фонтане" не в литературном отношении
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    40. О духе партий; о литературной аристократии
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    41. Записная книжка 8 (1829-1837). Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    42. Записная книжка 18. (1853, 1854, 1856) . Издание 2003г.
    Входимость: 1. Размер: 78кб.
    43. По поводу записок графа Зенфта
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    44. Из переписки П.А. Вяземского и П.И. Бартенева
    Входимость: 1. Размер: 38кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Записная книжка 2. Примечания.
    Входимость: 25. Размер: 67кб.
    Часть текста: (1769). Запись использована Вяземским в книге о Фонвизине (ПС, V, 165). Ср. стих. "Княжнин и Фонвизин" (ПС, III, 202). 4 Никола-Шарль-Жозеф Трюбле - французский литератор, имевший духовный сан; противник Вольтера, который его высмеял в 1758 г. в сатире "Le pauvre diable" ["Бедный малый"] (Voltaire. Oeuvres completes, t. 3. Paris, 1817, p. 898), Вяземский цитирует соч. аббата Трюбле: "Essais sur divers sujets de la litterature et de morale" (6-me edit., t. IV, 1755, Amsterdam. "De la poesie et des poetes" {"Очерки о различных предметах литературы и морали". Изд. 6, т. IV. Амстердам; 1755. "О поэзии и поэтах" (фр.). }, p. 179, 185, 187). Le Telemaque - "Les aventures de Telemaque, fils d'Ulysse" ["Приключения Телемака, сына Улисса"] - книга Фенелона. "La Henriade" ["Генриада]- поэма Вольтера. 5 ПС, IX, 7, 8. "Пилигримы" - поэма Хераскова (1795). "Брут" - тираноборческая трагедия Вольтера, обличавшая преступления царя Тарквиния, а также утверждавшая право вольных граждан республики бороться с "бунтующим" против народа "самовластным" царем (см. "Брут. Трагедия из сочинений г. Вольтера", М., 1783). 6 ПС, IX, 8. Трагедии В. А. Озерова "Эдип" (1804), "Фингал" (1805), "Дмитрий Донский" (1807) и "Поликсена" (1808), имевшие шумный успех у зрителей, вместе с тем сделали автора предметом травли в театральном мире. По преданию А. А. Шаховской, член "Беседы любителей русского слова", играл главную роль в интригах, которые привели Озерова в 1809 г. к душевному заболеванию. Однако новейшие исследования установили, что значительную роль в преследовании Озерова играл Державин, резко критиковавший трагедии Озерова за их отход от норм классического театра, элегические и сентиментальные элементы. Единомышленниками Державина оказались и А. С. Шишков и А. А. Шаховской (В. А. Озеров. Трагедии. Стихотворения. "Библиотека поэта", большая серия. Л., I960, стр. 51-65). Арзамасцы неоднократно...
    2. Разбор "Второго разговора", напечатанного в N 5 "Вестника Европы"
    Входимость: 6. Размер: 30кб.
    Часть текста: пушкинский театральный центр, 1996. - С. 169-176. П. А. ВЯЗЕМСКИЙ Разбор "Второго разговора", напечатанного в N 5 "Вестника Европы" On voit que ce folliculaire parlait a tort et a travers des choses les plus aisees a savoir, et dont il ne savait rien. - Voltaire.**  1 Много было разговоров по случаю "Разговора", вылившегося из "Бахчисарайского фонтана". Не мудрено! Одна искра взрывает громаду пороха, а самолюбие меньших братьев в авторстве такое горючее вещество, что и порох в сравнении с ним несгораем. В оном "Разговоре" задраны слегка журнальные клевреты и некоторые прозаические поэты "Вестника Европы". Разрыв ждать себя не заставил. Второй "Разговор" раздался в "Вестнике Европы": блеска в выпале было мало; но зато разостлалось облако густого дыма, под коим много кое-чего осталось скрытым. Обиженные дело свое сделали; я сделал свое, отклоня от себя неприятность сражаться во тьме, и, подобно Аяксу в "Илиаде" 2 , хотя и но другим причинам, вызывал ратоборцев к битве на дневном свете. Этого не довольно: словесные меньшие братья меньших братьев письменных, клевреты журнальных клевретов говорят, что ответ мой не ответ; что я не отразил ни одного нападения Второго Классика ; что самые стрелы, брошенные мною, не попали в настоящую цель и потому остаются недействительными. Нельзя на всех угодить: иные верно меня поняли; постараюсь удовлетворить требованиям и других. У меня нет микроскопа, посредством коего Ривароль составил свой забавный "Маленький словарь великих людей" 3 . Кто отыщет, например, Второго Классика в толпе литературных мирмидонов 4 ? Да и...
    3. Письмо из Парижа
    Входимость: 5. Размер: 33кб.
    Часть текста: нет здесь русского словаря, может и должно быть не чуждо литературе и поэзии, ...Когда Поэзия не сумасбродство 2 (Державин). Греческие трагики также часто делали политику в своих народных трагедиях 3 . Тиртей был прекрасным публицистом, и гимны его героические не что иное, как красноречивые военные манифесты, воспламенявшие умы сограждан, готовящихся на брань; Ювенал - политический сатирик; наш Державин во многих песнопениях не только лирик сатирический 4 , но и политический; Жуковский в "Певце во стане русских воинов" преподает народное право с треножника Поэзии и неотразимыми доводами убеждает в истине, что народ не должен покоряться чуждому владычеству; Байрон в самых поэтических и своенравных порывах гения чудного, во всех значениях сего слова, неожиданно и ярко выбрасывает свои мнения политические и говорит в стихах то, что говорил бы прозою в вышней палате, если бурный жребий поэта не обратил бы шотландского пэра в беспокойного и странствующего Чайльд-Гарольда или в необузданного проказника Дон Жуана 5 . Вы видите, что я готов назвать поэзиею политическою всякую народную или гражданскую поэзию, объемлющую возвышенные, общественные истины. И почему поэту не быть наравне с оратором стражем народных выгод и блага общественного? Каждый орудием своим, один поэзиею, другой витийством, может распространять мнения, которые он почитает полезными для благосостояния сограждан, и вытеснять из общества почитаемые за пагубные. Недаром Наполеон говорил, что, будь ему трагик Корнель современником, он посадил бы его в Государственный совет. Скажите, ради Бога: почему поэзии быть бесстрастною и бесцветною, как русские журналы? Жизнь общественная, там, где она пламенеет о поре мужества и здравия, должна пробиваться всюду и все обогревать живительною теплотою своею. Истинный флюид государственный (fluide, есть ли у вас это слово в словаре? Признаюсь, на памяти у меня его нет), она всеобъемлюща и всепроницающа... Есть, без сомнения, и...
    4. Записная книжка 5. Примечания.
    Входимость: 4. Размер: 28кб.
    Часть текста: в письме от 4 августа 1825 г. Пушкин дал отзыв и советы для исправления в письме от 14 августа 1825 г. А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. XIII, стр. 200-201 и 209-210. Исправленный текст стихотворения Вяземский напечатал в "Северных цветах на 1826 год", стр. 63. Текст записной книжки - ранняя редакция стихотворения, не совсем совпадающая с посланной Пушкину. На полях - предполагаемые исправления. Следует обратить внимание на строфу восьмую, в которой водопад олицетворяет мятежное начало в жизни, пламенное стремление к свободе (последний стих подчеркнут Вяземским). Строфы седьмая и восьмая написаны на полях. В печати строфа восьмая утеряла первоначальное звучание и читается так: Противоречие природы Под грозным знаменем тревог, В залоге вечной непогоды Ты бытия принял залог. 4 Стихотворение в печати не известно. 5 Наброски, из которых первый стих был использован Вяземским в стих. "Море", написанном в Ревеле летом 1826 г.: Как стаи гордых лебедей, На синем море волны блещут... (Избр. стих., стр. 175). В письме к жене от 26 июля 1825 г. в описании адмиральского корабля, который посетил Вяземский, читаем: "Что за великолепная махина - этот плывущий мир!" Последняя строка, очевидно, предназначалась для стихотворения о Байроне, которое Вяземский писал в Ревеле (см. прим. 7). 6 Выписка из январского номера "Revue Encyclopedique" ("Ревю энсиклопедик") 1825 г. Первые цитаты взяты из статьи Сисмонди "Revue des efforts et des progres des peuples dans les vingt-cinq dernieres annees" {"Обозрение деятельности и прогресса народов за последние двадцать пять лет" (фр.). }, в которой автор, говоря о росте образования и общем прогрессе России,...
    5. Известие о жизни и стихотворениях Ивана Ивановича Дмитриева
    Входимость: 3. Размер: 134кб.
    Часть текста: Блестящими опытами доказано (и нужны ли были тому доказательства?), что любовь к изящному, утонченное образование ума, сила и свежесть чувства, склонность к занятиям возвышенным, искусство мыслить и изъясняться правильно на языке природном и другие душевные и умственные принадлежности писателя не вредят здравому рассудку, твердости в правилах, чистоте совести, быстроте и точности соображений и горячему усердию к пользе общественной, требуемым от государственного человека. Невежественная спесь не догадывается, что буде ее приговор окажется справедливым, то строгость его падет не на поэзию, и что предосудительным и невыгодным может он быть только для тех, коих думает она величать сим отчуждением от непосредственных даров природы и от достоинств неотъемлемых и независимых. Легко постигнуть, отчего успехи на поприще службы государственной могут противиться постоянным занятиям литературным и охолодить сердце к мирным наслаждениям труда бескорыстного; но нет причины благоразумной, по коей заслуги литературные должны...
    6. Письма В.Л. Пушкина к П. А. Вяземскому (часть 2)
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    Часть текста: доставили тебе и письмо, и книгу. На этих днях я отправляюсь в Козельск. Здесь делать нечего. Москва совсем опустела. На бульваре встретишь одного Нечаева 1 в изодранном плаще и с колуфером в носу. Сибилев 2 мелькает изредка и несколько дворовых собак, живущих по соседству. В Аглинском клубе сидят Терпигорев, Айгустов и аптекарь Эйнбродт. Все мрачно и пусто. Не видать ни Черткова, 3 ни Яворского. Не слышно ни политических, ни филантропических разговоров. Я очень хорошо делаю, что расстаюсь с такою скучною столицею. Константин Полторацкий женится на милой кн. Софье Голицыной. На прошлой неделе он угощал невесту и новую свою родню на даче в Сокольниках. Мы обедали в палатке, украшенной розами и лилеями, играла прекрасная духовая музыка, пели песельники и пр. После обеда гр. Потемкина, 4 Голицыны 5 и Ланская 6 ездили верхами. В девятом часу вечера нас привели в комнату, где был приготовлен великолепный полдник. На столе стояла большая серебряная чаша с лимонадом. Офицеры поднесли ее Полторацкому в день его именин прошедшего 21 мая. Одним словом, мы провели день чрезвычайно приятно. Голицыны обе тебе кланяются. На третий день после этого праздника княгиня Boris 7 дала прекрасный обед, на который и я был приглашен. Князь Андрей Гагарин 8 с Потемкиной не говорит, но опять стал ездить к Голицыным и был на обеде вместе с своею равнодушною княгинею, 9 которая час от часу становится прелестнее. Я очень давно не видел милую княгиню Serge. Сонцовы 10 едут в деревню, а я, как говорит Алексей Пушкин, все сижу у сестриц своих. 11 Балк живет со своею женою аки с голубицею. Я дни четыре назад обедал у него с Дружининым и много говорили о тебе. Балк удивительный оригинал, и точно в голове у него червяк. Он обо всем судит по-своему, и...
    7. Записная книжка 13 (1838-1860)
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    Часть текста: пена у пасти, кудрявая грива так и вьется, и дыбом стоит, хлещет в бока, что любо: как наскочит, так и повалит. Я был на привязи. Вообще купания не очень хорошо устроены. В Диеппе, сказывают, лучше и более прилива волн. Кажется, купания мне по нутру. По крайней мере не зябну после.- Выехали мы из Парижа с Тургеневым в среду 5-го в дилижансе, на другой день приехали утром в Boulogne sur mer [Булонь на море], т. е. 6-го. Море показалось мне что-то французское, т. е. грязное, но заведение для купальщиков хорошо. Наводнение англичан. Вечером были в театре. Давали оперу: "Le domino noir" ["Черное домино"]. Порядочно. Торопыгин-Тургенев не дал досмотреть. Пароход отправлялся в полночь, а он уже в десятом ч [асу] взгомонился. Более часа ждали в трактире. Сели на пароход Wagner [Вагнер]. Поэтическое излияние, жертвоприношение морю: рвота. Из каюты бросился я на палубу и пролежал там свиньею до утра. Морем идешь часа три или четыре, а там вплываешь в Темзу. В Лондоне пробыл я около двух суток и выехал сюда в дилижансе, в воскресение 9-го, в 11-ть час. утра. К обеду, т. е. к шестому часу был здесь. Ехав в Worthing [Вортинг], сидел я в карете с старичком, который узнав, что я русский, спросил меня: правда ли, что ваша великая княжна выходит замуж за наследного принца Ганноверского. Я отвечал, что ничего о том не слыхал....
    8. Записная книжка 4. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: честных людей, или Стародум". 1. Письмо к Стародуму сочинителя Недоросля. С.-Петербург. Генваря 1788 г. 2. Ответ от Стародума. Москва. Генваря 1788 г. 3. Письмо к Стародуму от племянницы его Софьи. С.-Петербург. Генваря 1788 г. 4. Ответ от Стародума к Софии. Москва. Генваря 1788 г. 5. Письмо Стародума к сочинителю Недоросля. Москва. Февраля дня 1788 г. 6. Всеобщая Придворная Грамматика. 7. Письмо, найденное по блаженной кончине надворного советника Взяткина к покойному его превосходительству. Москва, 1777 г. 8. Краткий реэстр для напоминания. 9. Ответ его превосходительства Взяткину. 10. Письмо к Стародуму от сочинителя Недоросля. С.-Петербург. Февраля дня 1788 г. 11. "Недоросль". Действие 4-ое, явл. 2-ое [разговор Стародума с Софьей]. 12. Письмо к Стародуму от Дедиловского помещика Дурыкина. 13. Кондиции для учителя дому Дурыкина. 14. Ответ Стародума к Дурыкину. 15. Письмо университетского профессора к Стародуму. 16. Письмо Дурыкина к Стародуму. 17. Письмо от Стародума. Москва, февраля 1788 г. [о русском языке и литературе]. 18. Письмо от Стародума. Москва, февраля 1788 г. [Разговор у княгини Халдиной]. У начала копий позднейшая помета Вяземского: "Фон-Визина. Все это напечатано в издании Салаева в 4 томах". Действительно, в Полн. собр. соч. Фонвизина (изд. Салаева, 1830, ч. III, стр.60-116) напечатаны тексты перечисленных выше произведений, за исключением No 10 и 11. В этом издании произведения размещены в ином порядке и имеют стилистические отличия. В рукописных копиях много пропусков, печатный текст полнее и исправнее. "Письмо к Стародуму от сочинителя "Недоросля"". (С.-Петербург, февраля 1788) и "Недоросль", действие 4-е, явление 2-е напечатаны по тексту этой записной книжки в Полн. собр. соч. Фонвизина под ред. Макагоненко, т. II. М., 1959, стр. 57-60....
    9. Записная книжка 5 (1825-1831)
    Входимость: 2. Размер: 67кб.
    Часть текста: вечной непогоды И вечно бьющего огня. Ворвавшись в сей предел, спокойный Один свирепствуешь в глуши, Как вдоль пустыни вихорь злобный, Как страсть в святилище души. Как ты, внезапно <разгорится> разразится, Как ты, растет она в борьбе, Терзает лоно, где родится, И поглощается в себе 3 . Варианты на полях: 1 * Несись с рассечен[ных] разорван[ных] вершин. 2 * Сердитой. 3 * Сердитый, мятежный. 4 * От упорной. 5 * И влажный дым, как облак зыбкий. 6 * Междоусобно бурных. 7 * Тишиной. 8 * Ясный. - 4 августа. En soupirant j'ai vu naitre l'aurore 1 *. He для меня дышала утра сладость, Гляжу с тоской на позднюю зарю, Не радует меня природы радость, Что в солнце мне, когда ее не зрю? Я без надежд, без страха, без волненья На бег часов медлительных смотрю: Все чуждо мне, все, кроме сожаленья, Что в этот день ее я не узрю. Спеши с небес, о завтра золотое, Звезда любви зажги любви зарю! Счастливый день! Нас завтра будет двое, И солнце вновь и вновь ее узрю 4 . Варианты на полях: 1 * Вздыхая, я видел как рождается заря (фр.). Волны Как стаи гордых лебедей Плывут по зыбкому зерцалу. Облака, как дым воздушного сраженья,- на небосклоне рисуются воздушною крепостию, объятою пламенем. Корабль - плывущий мир. Стихия Байрона! о море! 5 Le gouvernement, par une experience hasardeuse, forme, dans sus colonies militaires, une classe, qui aura les...
    10. Сонеты Мицкевича
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    Часть текста: где, может быть, не более десяти читателей в состоянии узнать ему цену; оно вышло из типографии и перешло в область книгопродавцев incognito, без почестей журнальных, без тревоги критической, как знаменитый путешественник, скрывающийся в своем достоинстве от дани любопытности и гласных удовольствий суетности. Батюшков, опровергая мнение Даламбера, что поэт на необитаемом острове перестал бы писать стихи, потому что некому читать и хвалить их, а математик все продолжал бы проводить линии и составлять углы, указывает на Кантемира, который в Париже писал свои бессмертные сатиры. "Париж был сей необитаемый остров для Кантемира",- говорит Батюшков 1 . Москва почти тот же необитаемый остров для польского поэта. Но поэт носит свой мир с собою: мечтами своими населяет он пустыню, и, когда говорить ему не с кем, он говорит сам с собою. Вероятно, вот отчего многие из прозаистов и почитают поэтов безумцами. Они не понимают: что за выгода поэту говорить на ветер, в уповании, что ветер этот куда-нибудь и когда-нибудь занесет звуки их души; что они сольются в свое время с отзывами всего прекрасного и не исчезнут, потому что когда есть бессмертие, то должно быть и бессмертие поэзии. Проза должна более или менее говорить присутствующим; поэзия может говорить и отсутствующим: ей не нужно непосредственной отповеди наличных слушателей. На поэзию ...